Не учи ученого

Вторник, 25 Авг 2015

Когда обучение вредит развитию детей

R6-0156

Уж сколько раз твердили родителям, что трясти алфавитом над трехлетними детьми — бессмысленное и глупое занятие. Очередные аргументы против раннего академического обучения приводит в своей статье американский психолог Питер Грей.

Под академическим обучением подразумевается навязчивое знакомство ребенка с цифрами и буквами, а также попытки убедить человека складывать буквы в слоги, грозя ему пальцем и карьерой дворника. Грей приводит результаты исследований, согласно которым ранние успехи в деле букв и цифр грозят обернуться потерями в долговременной перспективе. Вот, например, немецкое исследование 70-х годов было посвящено наблюдению за выпускниками 50-ти детских садов с упором на раннее академическое обучение и выпускниками других 50-ти садов, где воспитатели делали ставку на свободную игру и социальное взаимодействие. Несмотря на небольшое начальное преимущество в тестах, ребята из первой группы (те, которые дружили с буквами) уже к четвертому классу были посрамлены. Они показывали худшие результаты, чем те, кто в раннем возрасте посвящал себя куличикам. Впечатляющий разрыв был не только в социальных навыках, но и в чтении с математикой.

Другое исследование, уже американское, подтвердило тщетность объяснения букв малышам: у тех, кто сидел над учебником нежной пятилеткой, к 15-ти годам было в два раза больше поведенческим проблем. А в возрасте 23-х лет 39% из них совершили преступления (это было изучение детей из бедных семей, в другой группе, “неакадемической” преступления к 23 годам совершили только 13,5%).

Питер Грей терпеливо объясняет в своем блоге, что есть разница между академическим обучением и интеллектуальным развитием. Если академический навык — это манипуляция определенными знаниями, то что имеет отношению к запоминанию, повторению и контрольной проверке, то интеллектуальное развитие связано со способностью к исследованию, рассуждению и даже постановке дурацких вопросов. А еще помощники в детском интеллектуальном развитии — это наблюдение, любознательность и игра.

Попытки сажать за парту детей, у которого для этого нет ни запроса, ни нужной интеллектуальной базы, могут оказаться вредным предприятием.

 

Материалы по теме:

Статья Питера Грея — https://www.psychologytoday.com/blog/freedom-learn/201506/how-early-academic-training-retards-intellectual-development?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+Freedom-to-Learn+%28Freedom+to+Learn%29
Развернутая статья на ту же тему — http://alpha-parenting.ru/2015/07/20/rannee-akademicheskoe-obuchenie-zamedlyaet-intellektualnoe-razvitie/
Почему раннее образование неэффективно с точки зрения теории Ньюфельда — http://freeedu.ru/modx/zabota-o-detyax-pochemu-rannee-obrazovanie-v-etom-ne-pomoshhnik

Репост

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий