Делу лени верны

Четверг, 23 Июл 2015

Чем опасна плотная занятость для ребенка, и почему праздность полезнее кружка по тайм-менеджменту.

ad9dcc3cb32d

Никогда еще за всю историю человечества перед родителями не стояло столько возможностей. Тонны информации, миллионы кружков, развивающих секций, множество заманчивых предложений. Даже летние лагеря (да, это особенно заманчиво), которые исторически славились тем, что дети там учились лишь мазать спящих зубной пастой, теперь предлагают такой плотный график образовательных занятий, что некогда отвинтить колпачок.
И нам хочется, чтоб дитя не стало оболтусом, чтобы успевало, стремилось к успеху, не было хуже других, поэтому запишем-ка его еще и в секцию “Игра на аккордеоне с элементами капоэйры”.

Мир изменился, а вот человеческий мозг не очень. Он пока не адаптировался к ритмам современной жизни и к кружку по маркетингу. Нейрофизиолог Эндрю Смарт в своей книге “О пользе лени” очень тревожится: “Современное поколение детей может оказаться первым, имеющим более низкую ожидаемую продолжительность жизни по сравнению с предыдущим. Эпидемиологических и клинических подтверждений этому хоть отбавляй, а первопричина довольно проста: каждый день детям нужно проводить несколько часов на улице — бегать с друзьями, играть, бездельничать, — а у них расписан каждый шаг навязанными родителями заданиями, уроками и походами в гости… Более того, у детей, как и у многих взрослых, может развиться неприятие праздности. И тогда, оставшись наедине с собой, они испытывают чувство, которое возникает у курильщика, тоскующего по сигарете: суетливое отчаяние. Ребенок ищет внешнюю стимуляцию в электронных приборах…”
Эндрю Смарт ссылается на слова психологов Мэри Хелен Иммордино-Янг, Джоанны Кристодулу и Ванессы Сингх, которые проанализировали исследования о работе мозга за последнее десятилетие. И у них нет ничего утешительного для тех, кто встречается со своими детьми лишь на утренней планерке: если жизнь ребенка наполнена «систематически высокими требованиями удерживать внимание на внешних объектах», у него будет нарушено развитие способности к рефлексии, к осмыслению опыта и формированию связей между воспоминаниями и текущими событиями.

Погружение в мечтательное и рассеянное состояние нужно ребенку не только для того, чтобы мы могли ввернуть что-то про “в одно ухо влетает”. Оказывается, дети осмысливают мир, отключаясь от него. Только в праздности включается сеть пассивного режима мозга, которая помогает размышлять о своем месте во вселенной, о социальных взаимосвязях, о чувствах и прочих вещах, которые не имеют отношения к десятичным дробям.
Эндрю Смарт качает головой, глядя на математичку вашего пятилетнего ребенка: “Возможно, для укрепления душевного здоровья почти все детство должно быть отдано мечтам, бесцельным играм и беспечной радости”.

Репост

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий